Mozart L`opera Rock`s Fan Forum

Объявление



Многие темы не видны пользователям с числом сообщений менее 10

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mozart L`opera Rock`s Fan Forum » Историческая справка » Семья Моцарт (Леопольд, Мария-Анна, Нанерль)


Семья Моцарт (Леопольд, Мария-Анна, Нанерль)

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Биографии и портреты отца, матери и сестры Моцарта.

0

2

Так уж получилось, что начну не с родителей Моцарта, а его любимой старшей сестренки Наннерль. Биография в моем вольном изложении  :blush:

                                                                                     

Свернутый текст

Мария Анна Вальбурга Игнатия (Наннерль) Моцарт Зонненбург
                                                                                                                         ( 1751-1829)

Родилась 30 июль 1751 в Зальцбурге. Родители: отец - Иоган Георг Леопольд Моцарт, мать - Анна Мария Вальбурга Пертль (Моцарт)
Была четвертым ребенком в семье Моцартов, но первым выжившим.
С 7 лет она начала играть на фортепьяно, а в 11 уже исполняла сложнейшие произведения. Но Мария Анна, в отличие от своего брата, никогда не сочиняла музыки, поэтому, со временем, отец стал отдавать предпочтение занятиям с Вольфгангом Амадеем.
Вместе с отцом и братом участвовала во всех поездках по Европе с концертами. К последнему приезду домой Марии Анне шел уже 18-й год, а уехала она 10-летним ребенком. Все годы своего взросления она провела в разъездах, часто за это время болея, дважды смертельно - тифом и оспой. В Гааге и вовсе чуть не обрела свое вечное пристанище, так плоха она была, ее даже соборовали…
Вольфганг с отцом еще продолжили путешествие в Италию, а Наннерль осталась дома в Зальцбурге вдвоем с матерью.
Когда в 1778 году в Париже умерла мать Анна Мария, все заботы по дому и об отце ложатся на ее плечи…
До замужества Наннерль жила в доме отца и занималась преподаванием игры на фортепьяно.
А ведь была и у нее любовь. В 1781 году ее руки просил Франц Арман д'Ипольд, воспитатель пажей при княжеском епископском дворе. Но Леопольд отказал… Причину отказа неизвестна.
23 августа 1784 году она вышла замуж за магистрата Иоганна Баптиста фон Зонненбург  (1736—1801), который был ее на 15 лет старше и дважды вдовец.
Чета переехала в родной дом матери Марии Анны в Санкт-Гильгене и уже никогда после этого не виделась с братом. У Иоганна Баптиста уже было 5 детей от предыдущих браков.
27 июля 1785 года Мария Анна разрешилась от бремени первенцем. Роды проходили в доме отца в Зальцбурге и младенца назвали в честь него Леопольдом, а полностью - Леопольдом Алоизом Панталеоном. Леопольд старший так обрадовался внуку, что принял решение оставить его у себя. Наннерль подчинилась и уехала назад в Санкт-Гильген без сына. Однако, в доме дедушки маленький Леопольд прожил всего 2 года, поскольку 28 мая 1787 года Леопольд-старший умер, и малыша забрали, наконец, в дом матери…
За 17 лет замужества родились еще двое детей, девочек, в 1789 – Иоганну («Жанетту»), а в 1790 – Марию Бабетту. Но тут последовала трагическая полоса потерь. В 1791 году, прожив всего год, умирает ее младшая дочь и в этом же году приходит страшная весть о неожиданной кончине в Вене любимого брата. В 1801 году (23 февраля) Марианна теряет и мужа, после чего решает перебраться с двумя родными детьми обратно в Зальцбург. Приемные дети, видимо, подросли уже для самостоятельной жизни к тому времени, потому что никаких упоминаний о них не сохранилось.
Жила Мария Анна безбедно, но и без особых радостей. Маленький Леопольд хоть и был милым ребенком, но не выказал никаких очевидных музыкальных способностей. Выбрал в дальнейшем карьеру военного, участвовал в составе Зальцбуржской армии в боях с войсками Наполеона, в 1809 был взят французами в плен и заключен в венскую тюрьму. Все эти переживания выпали на долю стареющей женщины. К тому же в 1805 году ее постиг еще один удар – умерла ее любимица Жанетта, умерла в 16 лет.
А сын благополучно вышел из тюрьмы, позже стал таможенным чиновником и обосновался, в конечном счете, в Инсбруке.
В 1820 в Зальцбург переехала чета Ниссенов – бывшая жена Вольфганга Констанца и адвокат Николаус. Но общались они с Марианной все же, видимо, немного, давняя неприязнь прорывалась в отношениях между женщинами. Тем не менее, Марианна предоставила в распоряжение Ниссена все находящиеся в ее владении письма отца и брата, которые тот использовал для написания биографии Моцарта, изданной в Лейпциге в 1828 году.
Единственным, с кем ее связывали действительно теплые родственные отношения, оставался младший сын брата, любимый племянник - Франц Ксавер Вольфганг (Вольфганг Амадей второй). С ним Марианна поддерживала постоянную переписку, проявляя материнскую заботу. К тому же Франц Ксавер был последним музыкантом в их семье, и эта сторона его деятельности, видимо, находила особенный отклик в ее душе…
В 1825 году в 74 года Марианна полностью ослепла, и так прожила еще несколько лет до смерти, наступившей 29 октября 1829 года. Первоначально она завещала похоронить себя в могиле отца на кладбище Санкт-Себастьян, но в завещании 1827 года неожиданно изменила это свое решение и пожелала быть погребенной в приходском общинном склепе на кладбище Санкт-Петер. Загадочный поступок, но некоторые обстоятельства, кажется, проливают свет на эту историю.
Дело в том, что как раз незадолго до изменения завещания, в марте 1826 года, скончался Георг Николаус Ниссен, муж Констанцы Ниссен (бывшей Моцарт), и похоронила Констанца мужа именно в могилу отца Вольфганга, повелев при этом убрать надгробный памятник Леопольду. Такой вот нелицеприятный факт. Видимо, Наннерль, не захотела после этого быть там погребенной. Это был последний удар в ее и так не такой уж счастливой жизни...

Дети:
1.Leopold Alois Pantaleon von Berchtold zu Sonnenburg (1785–1840)
Портрет Леопольда, играющего на скрипке (художник и дата написания картины неизвестны)
http://img88.imageshack.us/img88/8986/superstock1566299247.th.jpg

2.Jeanette von Berchtold zu Sonnenburg (1789–1805)
3.Maria Babette von Berchtold zu Sonnenburg (1790–1791)

Портрет Наннерль, 1762 год, в парадном платье, подаренном Марией Терезией
http://img849.imageshack.us/img849/3387/4100009050portraitatthe.th.jpg

Муж Наннерль Иоганна Баптиста фон Зонненбург  (1736—1801),
http://img847.imageshack.us/img847/5747/25010124.th.jpg

Портрет, датированный 1784 годом, автор неизвестен
http://img121.imageshack.us/img121/6899/25010123.th.jpg

Портрет Наннерль, 1785 год, автор неизвестен
http://img859.imageshack.us/img859/9978/01005.th.jpg

Портрет Наннерль, 1800 год, автор неизвестен
http://img860.imageshack.us/img860/3905/02022.th.jpg

+1

3

Младший сын Моцарта. Биография в свободном изложении.

                                                                                     

Свернутый текст

     Франц Ксавер Вольфганг Моцарт
                                                                                                        ( 1791-1844)

Франц Ксавер Вольфганг, или как его переименовала позже Констанца - Вольфганг Амадей (второй), появился на свет в последнее лето жизни своего отца, почти день в день с явлением тому таинственного незнакомца, заказавшего Реквием, а также в разгар работы над "Волшебной флейтой".
Хоть отца он практически не застал, но музыкальные педагоги были у него отличные - Гуммель, Сальери, Фоглер, Альбрехтсбергер - лучшие музыканты Вены того времени.
Детсике годы провел в Праге. Мать отдала его на воспитание в семью композитора Франца Душека и его жены Жозефин.
Свое первое музыкальное сочинение он написал в 11 лет, а первое публичное выступление его состоялось в 13 лет. Но в дальнейшем, за исключением трехгодичного большого концертного турне по странам Европы (1819-1822) во время которого он сдружился с кузеном своей матери - Вебером (это который Карл Мария фон), а также с Мендельсоном, карьера его как музыканта была не слишком яркой. Большую часть жизни провел он в Лемберге (нынешний Львов) преподавая музыку в графских и прочих семьях и руководителем хора.
Там же случилась и большая любовь с Жозефиной фон Барони-Кавалькабо, замужней женщиной, матерью двух девочек - его учениц. Так тайно и любили они друг друга всю жизнь.
Франц Ксавер так никогда и не женился и не имел детей.
В 1842 году он был приглашен в Зальцбург на торжественное открытие памятника его отцу. Он исполнял там ре-минорный фортепианный концерт отца, а также кантату собственного сочинения, написанную к данному случаю. Это выступление оказалось последним в его жизни. Вскоре он заболел и уехал лечиться в Карлсбад где и умер. Жозефина держала руку умирающего. Все состояние свое, а также унаследованное от матери, он завещал Жозефине, которая в свою очередь все памятные вещи Моцарта отдала в Моцартеум.
Из композиторского наследия его известны два фортепианных концерта, сонаты.               

На этом портрете очень похож на мать  :yep:
Худ. Karol Schweikert

0

4

Добралась и до папы Моцарта.

Свернутый текст

                                                                                                       Иоганн Георг Леопольд Моцарт
                                                                                                              ( 1719-1787 )
Иоганн Георг Леопольд Моцарт родился 14 ноября 1719 г в г. Аугсбург, отец Иоганн Георг Моцарт, переплетчик, мать Анна-Мария.
Семья Моцартов издавна занималась ручными ремеслами. К сожалению, в таком небольшом городке, как Аугсбург, где клиентура вовсе не была многочисленной, все шестеро его сыновей, конечно, стать переплетчиками не могли.
К счастью, крестным отцом нашего юного странника Леопольда, родившегося в 1719 году, был каноник Георг Грабхер, нежно любивший ребенка и прочивший крестнику духовную карьеру, которая позволила бы ему занять доходное место в церковной иерархии. Мальчик был умен, трудолюбив, активен, да к тому же и артистичен, и было бы непростительно дать его таланту зачахнуть в какой-нибудь мастерской, хотя бы и переплетной. И каноник пристроил его певчим в бенедиктинский монастырь Св. Ульриха, в коллегиуме которого ребенка учили музыке, к чему он уже давно проявлял самую живую склонность. Ему также преподавали латинский и греческий языки. Приобщившись к довольно высокой культуре, мальчик проявил честолюбивое стремление к расширению и углублению обретенных познаний. По окончании обучения перед ним открывалось несколько путей: он мог, по собственному выбору, либо вступить в один из монашеских орденов, либо получить место органиста или регента в какой-нибудь замковой, а то и дворцовой церкви. Хотя дисциплина в этих духовных коллегиумах и не была слишком строгой, она все же накладывала некоторые ограничения, и Леопольд Моцарт очень быстро приобрел привычку к известной суровости, вкус к порядку и определенной методике. Практицизм, и ранее присущий его натуре, теперь предстояло сохранить на всю жизнь. Им владело сладостное желание успеха, а поскольку он обожал музыку, то именно через нее надеялся его достигнуть. В жизни же священника или монаха он не видел для себя ни малейшего интереса. Он мечтал об игре на скрипке перед восхищенной аудиторией, об импровизациях на органе во время торжественных религиозных церемоний, о дирижерской палочке, властвующей над оркестром. Но больше всего он грезил о том, как будет сам сочинять музыку и дирижировать этими сочинениями.
И вскоре после смерти своего отца в 1737 Леопольд уехал поступать в Университет Зальцбурга. Сначала его успехи в изучении философии и права были значительны: он прошел трудный экзамен в конце первого года и получил высокую оценку за свою работу. Но бунтарский дух не позволил ему и далее уделять достаточно времени образованию, его успеваемость ухудшилась и в 1739 году он был исключен из университета.
Леопольд Моцарт играл на скрипке достаточно хорошо, чтобы без труда получить место слуги-музыканта, а именно камердинера, в доме графа Иоганна Баптиста фон Турн-унд-Таксиса, председателя соборного капитула. Ему же Леопольд посвятил свою первую печатную работу — Шесть сонат для двух скрипок и контрабаса, увидевшую свет в 1740 году. В этот период Леопольд приобрел некоторую известность как музыкант, что позволило ему тремя годами позже поступить четвертой скрипкой в оркестр архиепископского двора. Его весьма неплохие педагогические способности тогда же принесли ему звание преподавателя по классу скрипки.
Уверенный в  стабильном доходе, он женился на Анне Марии Пертль 21 ноября 1747 года. Леопольду было 28 лет, а его невесте 27. В то время они считались одной из самых красивых пар Зальцбурга.
В семье родилось семеро детей, пять из которых умерли в младенчестве. Двое выживших, Мария Анна Вальбурга и Иоганн Вольфганг Готлиб Златоуст, оказались музыкально одаренными детьми. Леопольд, узнав о талантах детей, стал уделять намного меньше времени собственной карьере и выступил в роли учителя, наставника и менеджера.
В 1756 году, в год рождения Вольфганга, он публикует методический труд «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке». В этой книге всесторонне обсуждаются вопросы скрипичной техники и музыкальной теории, она выдержала много изданий, была переведена на множество языков (в том числе и на русский) и десятки лет служила лучшим учебным пособием по игре на скрипке в Европе. Композиторское наследие Леопольда Моцарта включает симфонии, концерты, дивертисменты, камерно-инструментальные ансамбли, клавирные сонаты и пьесы, оратории, мессы и другие композиции.
Из пяти принцев-архиепископов, которых застал Леопольд за 44 года службы в оркестре архиепископа, двое в значительной степени повлияли на его карьеру, и карьеру его сына. Граф Сигизмунд Кристоф, хотя и не был самым эффективным правителем, но страстно увлекался музыкой. Он назначил Леопольд вице-капельмейстером в 1763 году и дал ему много свободы для содействия карьере сына. С его благословления, Леопольд и его семья приступила к реализации нескольких поездок, в том числе "Гранд Тура", который продолжался три года. Ситуация сильно изменилась  при его преемнике. Граф Иероним Коллоредо, был избран архиепископом в 1772 году.
Коллоредо не любил зальцбуржцев и не был любим ими. Он, как и многие, тоже интересовался музыкой, но предпочитал итальянский стиль за его легкость и большое изящество. В области административной его обвиняли в намерении провести реформы, беспокоившие подданных, находивших, что дела и без того шли хорошо и лучше ничего не менять. Кроме того, он слыл неприступным, высокомерным, спесивым человеком, кичившимся своими титулом и рангом, суровым по отношению к подчиненным, решительным в установлении жесткой дисциплины в городе, в котором всегда ценились добродушие,
Это не осталось незамеченным Леопольдом, который от природы с подозрением относился к власти. Его основной целью стал поиск работы для себя и сына вне Зальцбурга. И хотя в письмах он был очень осторожен и не называл имени архиепископа, но, несомненно, Коллоредо подозревал об этих переговорах и в  1777 году отказался дать разрешение Леопольду сопровождать своего сына в поездку по Германии и Франции.
Мать и сын уехали. Вот что пишет Леопольд в письме к жене про этот день:"После вашего отъезда, охваченный грустью, я поднялся по лестнице и в изнеможении упал на стул. Когда мы прощались, мне с трудом удавалось сдерживать волнение, чтобы момент разлуки не был слишком мучительным. В суматохе отъезда я забыл дать сыну отцовское благословение и, подбежав к окну, послал его вам вдогонку, хотя экипаж успел выехать за ворота и я понял, что вы уже далеко. Я долго сидел, не способный ни о чем думать. Наннерль горько плакала, и мне стоило большого труда ее как-то утешить. Она жаловалась на боль в голове и животе, и в конце концов ее вырвало. Обмотав голову полотенцем и затворив все окна, она улеглась в постель. Рядом с нею свернулся Бимбес. Я пошел к себе, совершил утреннюю молитву, после чего в половине девятого растянулся на кровати с книгой и, немного успокоившись, в конце концов уснул. Разбудила меня подошедшая к кровати собака. По тому, как она выказывала желание выйти, я понял, что было уже за полдень и что пора ее выгулять. Я встал с кровати, убедился в том, что Наннерль крепко спит, и надел меховое пальто. Часы пробили половину первого. Вернувшись с собакой, я разбудил Наннерль и попросил, чтобы подали завтрак. Она не была голодна, есть ничего не стала и, сразу же поднявшись к себе, улеглась снова; когда ушел Буллингер, я опять прилег с книгой и молился. К вечеру она почувствовала себя лучше и захотела есть. Мы сыграли партию в пикет и пообедали в моей комнате, потом, после еще нескольких партий, с благословением Божьим улеглись спать. Так прошел этот грустный день: никогда раньше я не думал о том, что нам придется его пережить".
Леопольд пытался управлять поездкой с помощью писем, которые писал чуть ли не ежедневно. Но вскоре он почувствовал, что контроль над сыном ускользает из его рук. Серьезным ударом была смерть Анны-Марии в Париже.
Леопольд дает понять сыну, что именно он несет ответственность за смерть Анны Марии. После возвращения сына в Зальцбург, он будет делать все от него зависящее, чтобы держать его там. К тому же семья в долгах. В ноябре 1778 года, призывая сына к порядку с более властной и суровой жесткостью, чем обычно, он пишет ему:"Если будет угодно Богу, я рассчитываю прожить еще несколько лет и уплатить свои долги, после чего ты сможешь делать все, что тебе угодно, хоть биться головой об стену, если это тебе нравится…"
Но долго это не могло продолжаться и Моцарт уезжает в Вену начиная самостоятельную жизнь. После женитьбы сына на Констанс Вебер, отношения становятся еще более напряженными. Моцарт почти перестает писать отцу, он занят собственной карьерой и семьей. А Леопольд в письмах к Наннерль перестает называть его по имени, все чаще прибегая к выражениям «мой сын» или «твой брат».
Визит Моцарт и Констанца в Зальцбург осенью 1783 не изменил ситуации, а вот поездка Леопольда в Вену в 1785 году несколько улучшила их отношения. Это был период наибольшей популярности Моцарта. Незадолго до отъезда из Вены, Леопольд был принят в масонскую ложу в которой уже состоял его сын. Это была их последняя встреча.
В понедельник 28 Мая 1787, этот благочестивый, умный и сложный человек умер в возрасте 68 лет.

Самый первый и известный портрет сделан худ. Peter Anton Lorenzoni  в Италии в 1765 году.

увеличить

увеличить

увеличить

+1

5

Мама Моцарта.

                                                                                         

Свернутый текст

  Анна Мария Вальбурга Моцарт (Пертль)
                                                                                                          ( 1720-1778 )

Родилась 25 декабря 1720 году в г.Санкт Гильген, мать -  Ева Розина Пертль, отец - Вольфганг Николаус Пертль, служащий княжеско-архиепископского суда в г.Санкт Гильген.
После ранней смерти отца она вместе с сестрой и матерью переезжает в Зальцбург
Анна Мария вышла замуж за Леопольда Моцарта 27 ноября 1747 года. Невеста отличалась необыкновенной красотой, и в дни  молодости  муж  и  жена  считались  самой красивой и счастливой парой в Зальцбурге.
После свадьбы семья Моцартов живет на 4 этаже дома №т 225 на площади Лёхельплатц, современный адрес Гетрайдегассе дом № 9. Хозяин дома Йоганн Лоренц Хагенауер имел связи по всей Европе в дальнейшем это очень пригодится семье Моцартов в их путешествиях. Семья Хагенауеров и Моцартов вела переписку на протяжении длительного периода и является очень ценной для моцартоведов.
1748 рождение ребёнка: Леопольд Иохим Моцарт  р. 1748 ум. 1749
1749 рождение ребёнка: Мария Анна Кордула Моцарт р. 1749 ум. 1749
1750 рождение ребёнка: Мария Анна Nepomucena Моцарт р. 1750 ум. 1750
30 июль 1751 рождение ребёнка:Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт р. 30 июль 1751 ум. 29 октябрь 1829
1752 рождение ребёнка: Йохан Карл Амадеус Моцарт р. 1752 ум. 1753
1754 рождение ребёнка: Мария Франциска Паула Моцарт р. 1754 ум. 1754
27 январь 1756 рождение ребёнка: Йоханн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт р. 27 январь 1756 ум. 5 декабрь 1791
Отец по наследству передал свой музыкальный талант сыну и во многом дочери, однако не стоит умалять здесь и вклада матери, поскольку она была тоже из музыкальной семьи. Справедливо указать и на то, что юмор, жизнерадостность и общительность Вольфганг унаследовал от горячо любимой матушки.
Как говорит один из биографов В. Моцарта, Шенк, «ей было нелегко между самоуверенным, по-барски упрямым супругом-швабом, фрондирующим на имперский манер в отношении его службы у князя Иеронима фон Коллоредо, и гениальным, далеким от действительности, но не менее упрямым сыном».
Анна Мария участвовала в поездках мужа и детей по Европе, а в 1777 году, так как Леопольд не получил отпуск, отправилась в турне по Германии и Франции с сыном. Они прибыли в Париж в 1778 году.
В Париже Моцарт подолгу оставляет мать одну. Он занят поисками работы и заработка. Она чувствует себя очень одинокой в этом городе, где никого не знает, где никто с ней не разговаривает, да и маловероятно, чтобы она понимала французский язык. Оторванная от друзей, от мужа и дочери, от радостной атмосферы зальцбургского дома, от пения канарейки, от ласк преданной собаки, мало видя постоянно занятого и вечно озабоченного сына, как она понимала, терзаемого разлукой с Алоизией, она впала в состояние некоей трагической меланхолии, депрессии, которая, возможно, была предвестником болезни и предзнаменованием конца. Хозяин отеля «Гро-Шене» предоставил ей небольшую комнату, унылую, как тюремная камера. Вольфганг заходил в нее лишь изредка, поскольку работать в ней не мог. Гро предоставил в его распоряжение фортепьяно, находившееся в его собственной квартире, и именно там он сочинял музыку.
"Я боюсь разучиться говорить… В этой комнате, куда никогда не заглядывает солнце, так мрачно, что даже нельзя понять, какая погода на улице… Света недостаточно даже Для того, чтобы вязать…" Такие жалобы бедная мать, предоставленная самой себе в чужой стране, где представляется враждебным, мысленно посылала к утраченному родному очагу, которого никогда больше не увидит.
В конце концов Мария заболела, чего и следовало ожидать: отсутствие воздуха, мучительная жара парижского лета, грусть на чужбине сделали свое дело, уложив в постель эту милую, но слабую женщину. У страшно занятого Вольфганга не оставалось времени заниматься матерью, следить за ее здоровьем, уделять ей хоть немного нежности и хоть как-то развлекать. Каждый день, покончив с уроками и деловыми встречами, он должен был возвращаться к ле Гро, чтобы допоздна работать, а когда поднимался в номер, то заставал мать уже спящей. Возможно, именно упреки несчастной были для него настолько невыносимы, что он стал избегать ее, чтобы не поддаться материнскому пессимизму и чувству безысходности. Рассеянный, охваченный собственными заботами, он не замечал ее угасания. Возможно, она и сама не говорила ему о своем состоянии, чтобы лишний раз не тревожить, понимая, насколько тяжелым и без того было положение юного музыканта. И когда потерявший голову перед надвигающейся катастрофой Вольфганг попытался заняться лечением матери, все оказывается уже слишком поздно. «Моя бедная мать умирает, никакие доктора на свете не способны ей помочь. Видно, такова воля Божья! Дни ее сочтены, Богу угодно взять ее к себе».
Она была похоронена на следующий день на кладбище в приходе Сен-Эсташ. Была сделана следующая запись:"4 июля 1778 года, в субботу, Анна Мария Пертль Моцарт, 57 лет от роду, жена Леопольда Моцарта, капельмейстера города Зальцбурга, скончавшаяся вчера на улице Гро Шенэ, была похоронена на кладбище в присутствии ее сына, Вольфганга Амадея Моцарта, и Франсуа Эйна, друга семьи, валторниста легкой кавалерии королевской стражи".
Само кладбище уже не сущестует и могила не сохранилась.

Жаль, что нет ее портретов в молодости. Наннерль очень на нее похожа.

1. 1765, Мария Роза Хагенауер.

увеличить

увеличить

0

6

Статья о жизни и творчестве Франц Ксавер Вольфганг Моцарт

Свернутый текст

Прибыв в 1808 году в Галицию по контракту как частный учитель, он задержался здесь надолго и провел во Львове и на Львовщине зрелую и наиболее творческую часть своей жизни. Находясь в имении Графа Виктора Баворовского в Подкамене, недалеко от Львова, и обучая двух дочерей графа игре на фортепиано, Моцарт имел хорошие бытовые условия и возможности упражняться на фортепьяно и писать музыку. Пробыв три года у Баворовских, он продолжал учительствовать в другой аристократической семье - у камергера графа Янишевского. Хотя он не собирался надолго задерживаться в провинции, все же во Львов заезжал лишь время от времени. Например, в июле 1811 года выступил с концертом как пианист по случаю своего двадцатилетия, выполнив, вероятно, свой Первый фортепианный концерт (опубл. "Брайткопф и Гертель", Лейпциг 1811); критика отметила значительную технику, музыкальный вкус и глубину чувств Моцарта-сына как композитора и исполнителя. В январе 1813 года он принял участие в торжественной встрече цесаревны Каролины. В другой раз побывал на балу у графа Потоцкого. Окончательно во Львов Франц Ксавер перебрался после 1813 года.
        В конце 1818 Моцарт отправился в почти четырехлетнее концертное турне по странам Европы. Выступал в России - в Житомире и Киеве, в Польше, Пруссии, Дании, Германии, Чехии, Северной Италии, Швейцарии. Завершив турне в Вене и пробыв там полтора года, осенью 1822 года Франц Ксавер снова приезжает во Львов.
        Второй "львовский" период стал самым продуктивным в жизни Моцарта. В это время он проявил себя в самых разнообразных видах музыкальной деятельности - как педагог-пианист, как композитор, как солист и пианист-аккомпаниатор, а также - как музыкально-общественный деятель.
        В октябре 1826 года Франц Ксавер Моцарт основал Хоровое общество им. Св. Цецилии, которое включало сорок пять членов. Созданный им хор начал свою деятельность 5 декабря 1828 по выполнению Реквиема Моцарта в честь тридцать пятой годовщины со дня его смерти. Хор им. Св. Цецилии впоследующие годы выполнял и другие произведения В. А. Моцарта, а также музыку Я. Галлюс-Медерича, Й. Гайдна и Ф. К. Моцарта - при участии оперного оркестра во главе с Каролем Липиньским. Концерты хора происходили преимущественно в греко-католическом кафедральном соборе Св. Юра и получали восторженные рецензии прессы. Помогали Моцарту в работе с хором его друзья и коллеги-музыканты - хормейстер Йозеф Башни, капельмейстер хора кафедрального собора Св. Юра В. Роллечек, руководитель театрального оркестра К. Липиньски.
        Очень весомым для судьбы Франца Ксавера стало знакомство с семьей губернского советника итальянского происхождения Людвига Каэтана (Луиджи Гаэтано) Барони Кавалькабо, женатого на графине Йозефине ди Кастильоне. Отношения Моцарта с этой семьей, где он был учителем, быстро перешли в дружбу. Возможно, что сразу после переезда от Янишевского во Львов он в разные годы проживал в квартирах, принадлежащих Кавалькабо.
Жена советника, Йозефина Кавалькабо ди Кастильоне была талантливой певицей, выступала как камерная исполнительница, устраивала домашние концерты и была музыкальной меценаткой, возможно - соучредителем хора Общества им. Св. Цецилии. Младшая дочь супругов Кавалькабо Юлия была ученицей Моцарта по фортепиано и композиции и впоследствии выступала в концертах со своим учителем. В 1837-1840 гг о ее произведениях одобрительно отзывался в своих сталях Роберт Шуман, который подружился с этой семьей и с Францем Ксавером после их возвращения в Вену.
        С 1834 года Моцарт некоторое время был капельмайстром немецко-польского городского театра. Последние годы жизни Франца Ксавера (с 1838 г.) прошли в Вене. Музыкальная карьера его не получила продолжение в родном городе, он мало выступал и совсем не писал. В начале лета 1844 года выехал на лечение в Карлсбад, откуда уже не вернулся. Умер Франц Ксавер Моцарт 28 июля того же года.
        Во Львове Моцарт написал ряд произведений, среди них - Второй концерт для фортепиано с оркестром Es-dur (1818), кантата "Первый день весны" (1827), посвященная приезду во Львов цесаревной Каролины, а также - ряд камерных произведений, вокальных и инструментальных . Под влиянием услышанных (а порой и выполняемых им) произведений в духе украинской народной музыки он написал несколько композиций на украинском темы или стилизованные под них. Это "Русская (Ruthenische) ария с вариациями" для фортепиано, "Фантазия на русскую и польскую темы" для фортепиано, "Интродукция с вариациями" для фортепиано с оркестром. Например, "Русская ария с вариациями" (1820 г. издана миланской фирмой "Артариа") написана на тему несколько измененной мелодии песни "У соседа хата белая".
        Стиль музыки Моцарта-сына в начале его творческой карьеры оказывает влияние творчества отца. Но Франц Ксавер жил и действовал уже в переходный период, поэтому его творчество в значительной степени выражает черты стиля "брильянт", сентиментализма, раннего романтизма - например, во второй части Концерта Еs-dur, в Сонате для виолончели и фортепиано, в песнях ор. 21. Справедливо австрийский моцартовед Отто Биба отмечает эту особенность его творчества: "... это самостоятельное развитие моцартовских идей на пути к Шуберту".
     

увеличить

0

7

Старший сын Моцарта. Последний Моцарт.

                                                                         

Свернутый текст

                Карл Томас Моцарт
                                                                                   (21 сентября 1784 - 31 октября 1858)

Карл Томас Моцарт родился 21 сентября 1784 Вена, он  был вторым сыном, и старшим из двух выживших сыновей, Вольфганга Моцарта и Констанцы.
Ему было всего несколько месяцев когда умер его отец. Мать, на тот момент, не обаладала срествами для содержания детей и поэтому отправила сыновей в Прагу. Карл получил там начальное образование, живя в семье  Франца Ксавера Нимечика. Он подавал надежды как  талантливый пианист, но в 1797 году уехал в Ливорно где хотел продолжить образование. Он планировал открыть впооследствии магазин музыкальных инструментов, но проект потерпел неудачу из-за отсутствия средств. Карл переехал в Милан в 1805 году и учился музыке у Бонифацио Ациоли. В 1810 году н бросил учебу и  хотя он бросил учебу поступил на службу к вице-королю Неаполя в Милан. Он часто посещал мероприятия, посвященные его отцу.
Умер в  Милане в 1858 году.
Он не женат и не имел детей.

1. портрет датирован 1840 годом, художник неизвестен.
2. нет данных

увеличить

0

8

KLER написал(а):

Анна Мария Пертль Моцарт, 57 лет от роду

58 лет-это даже для нашего  времени нормально(не помню точно,какая средняя продолжительность жизни сейчас)
И Леопольд винил Вольфганга в ее смерти?

0

9

58 лет - это совсем немного, во всяком случае сейчас. Нормальным это может казаться только с такого далекого расстояния, как 19 лет ;).  Моей мамы не стало, когда ей было 66, а она была еще молода и полна сил.

0

10

:tomato: Согласна,это Не нормально...погорячилась,так сказать...(я не имела ввиду,что 58 лет-это возраст ухода из жизни...неправильно сформулировала...в общем,я имела ввиду,что она не девочка уже была,с учетом того,что в ХIХ веке ср.прод.жизни была где-то 40 лет)*в общем,извиняюсь

Konny написал(а):

Нормальным это может казаться только с такого далекого расстояния, как 19 лет ;)

в точку...

Отредактировано Mariya (24-11-2010 17:32:51)

0

11

Konny

58 лет - это совсем немного, во всяком случае сейчас. Нормальным это может казаться только с такого далекого расстояния, как 19 лет

точно!!!

0

12

Франц Грильпарцер

На смерть Моцарта-сына

Ты наконец ушёл в те дали,
куда извечно был влеком,
и где парит, презрев печали,
отец твой Зевсовым орлом.

Чужды суждениям капризным
тоску познавшие сердца:
ты рос печальным кипарисом
над гробом своего отца.

Тщеславным нет иной забавы,
чем предков исчислять дела;
но имени отцова слава
твой дар в сомненьях извела.

Владея творчества секретом,
ты сам полёт свой пресекал:
"А что б отец сказал на это?" -
ты вопрошал и весь сникал.

Твоих талантливых творений
иным хватило бы с лихвой,
но ты обрёк исчезновенью
всё, недостойное Его.

И вот столь преданному сыну
раскрыл объятия Отец:
над головой обоих ныне
горит бессмертия венец.

То имя, что тебя терзало,
преобразилось в дар благой,
и в мощной славе зазвучало
над Зальцбургом - и над тобой.

И пусть замрёт толпа людская,
благоговея и скорбя,
и имя "Моцарт" повторяя,
помянет также и тебя.

--

ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:
стихотворение посвящено памяти младшего сына Моцарта, Франца Ксавера Вольфганга (1791-1844) - композитора, пианиста и педагога, который учился у А.Сальери и И.Н.Гуммеля, а в детстве

0

13

Еще один представитель семьи Моцартов - Анна Мария Текла Моцарт, прозванная Моцартом Бэсле («Bäsle» – кузиночка) (1758 - 1841), дочь младшего брата Леопольда Моцарта – Франца, двоюродная сестра Вольфганга. Первый раз они встретились, когда Вольфгангу было семь лет, следующая встреча состоялась тремя годами позже. Уже взрослыми людьми (Анне Марии шел девятнадцатый год) они встретились и по-настоящему познакомились, проведя вместе две недели, когда Вольфганг гостил у дяди в Аугсбурге на пути в Париж в 1778 году. С этого момента между ними завязывается переписка, из которой сохранилось лишь девять писем Вольфганга.
Впоследствии эта переписка не раз становилась объектом психоаналитических исследований, вплоть до середины прошлого века она была недоступна поклонникам Моцарта. Вдова Моцарта, современники и издатели по-разному относились к этим письмам. Констанца считала их «безвкусными, но, тем не менее, смешными…». Сын Моцарта Карл Томас впоследствии даже подумывал об их уничтожении, поскольку, на его взгляд, они содержали «грубые шутки». Сейчас каждый имеет право на свою интерпретацию дружбы Вольфганга с кузиной, так как истина осталась известной лишь им двоим. В любом случае, переписка  Моцарта с Марией Анной оборвалась сразу же после женитьбы композитора на Констанце.
Известно, что Мария Анна находилась в гражданском браке со священнослужителем и родила ему 22.02.1784 ребенка.
Умерла она в 1841 году в Байрейте. Среди вещей, которые она оставила наследникам был овальный медальон из слоновой кости с портретом Моцарта (сейчас он хранится в доме Моцарта в Аугсбурге), обещанный кузеном в письмах от 3,5 и 13 ноября 1777 был получен и хранился ею до самой смерти.
Познакомиться с письмами можно здесь http://enlightment2005.narod.ru/art/lett5.pdf
А это единственный портрет, который удалось найти

+1

14

KLER
Прочитала я письма  :yep:  Положа руку на сердце, не знаю, что там можно столько времени "изучать"  :dontknow:  Но может на то я и не ученый... А пристрастие немцев во всех разговорах упоминать г... (уж простите меня за упоминание) сохранилось до сих пор, и выражения тоже не сильно изменились  :)  Так что там все эти психологи/учены ищут - загадка для меня  :huh:  Это к вопросу - как из ничего сделать что-то  :D

0

15

Foxxy

А пристрастие немцев во всех разговорах упоминать г... (уж простите меня за упоминание) сохранилось до сих пор, и выражения тоже не сильно изменились    Так что там все эти психологи/учены ищут - загадка для меня    Это к вопросу - как из ничего сделать что-то

это точно  :yep:  :crazyfun:

0

16

М-да, сколько трагедий...

Однако, как ни суров был папа-Моцарт, а и ему не чужд был бунтарский дух. Очевидно, что непростой он был человек, но на мой взгляд, нисколько не преуменьшая его заслуг, он все же слишком многого требовал от своих детей.

Насчет писем тоже согласна, обычный треп, не предназначенный для чужих глаз. Почему нет. Какие свидетельства и чего там искать, и главное зачем, мне не понять. :dontknow:

0


Вы здесь » Mozart L`opera Rock`s Fan Forum » Историческая справка » Семья Моцарт (Леопольд, Мария-Анна, Нанерль)